ПАЛЕОМАГНЕТИЗМ И МАГНЕТИЗМ ГОРНЫХ ПОРОД
ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ
ПАЛЕО- И АРХЕОМАГНЕТИЗМ
(лектор: доц. Сергиенко Е.С., 64 часа, 9 семестр)

Палеомагнетизм (включая археомагнетизм) составляет фундаментальную часть современного геомагнетизма; в его рамках выполнены практически все основные открытия последнего столетия в науке о земном магнетизме. Поэтому настоящий курс является вводным курсом для студентов, специализирующихся в области геомагнетизма, палеомагнетизма и магнетизма горных пород. Цель курса – введение студента как в круг современных фундаментальных проблем геомагнетизма в целом, так и в проблемы изучения древнего геомагнитного поля (истории поля) и в принципы их разрешения.

ПРИРОДА ЕСТЕСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ
(лектор: проф. Ковтун А.А., 64 часа, 9 семестр)

Цель изучения курса ознакомление студентов, специализирующихся в области геоэлектрики, с теорией и методикой проведения глубинных магнитотеллурических и магнитовариационных исследований электропроводности Земли, основанных на использовании естественного электромагнитного поля Земли.

ОСНОВЫ ФЕРРОМАГНЕТИЗМА
(лектор: доцент Петров И.Н, 64 часа, 10 семестр)

«Основы ферромагнетизма» являются, с одной стороны, фундаментальной частью общей физики, с другой – дисциплиной, необходимой для освоения одного из основных курсов данной магистерской программы «Магнетизм горных пород». Цель курса – подготовка студентов в применении теорий, закономерностей и понятий ферромагнетизма к объяснению сложных, в отношении процессов намагничивания и размагничивания, феноменов магнетизма горных пород и палеомагнетизма.

МЕТОДЫ ДИФРАКЦИОННОЙ СЕЙСМИЧЕСКОЙ ТОМОГРАФИИ
(лектор: доцент. Киселев Ю.В., 64 часа, 10 семестр)

Основной задачей курса является ознакомление студентов с современными методами расчета волновых полей в анизотропных упругих средах. Рассматриваются как аналитические, так и численные методы. Особое внимание лучевому методу в его нулевом приближении и описанию полей объемных волн.

МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ПАЛЕОМАГНИТНОЙ ИНФОРМАЦИИ
(лектор: доц. Сергиенко Е.С., 48 часов, 11 семестр)

В рамках палеомагнетизма выполнены практически все основные открытия последнего столетия в науке о земном магнетизме. Настоящий курс является вводным для студентов, специализирующихся в области геомагнетизма, палеомагнетизма и магнетизма горных пород. Цель курса – введение студента в круг со-временных как традиционных, так и самых новых методов получения палеомагнитной информации: в по-левые и лабораторные методы изучения горных пород.

ПРЯМЫЕ И ОБРАТНЫЕ ЗАДАЧИ ГЕОЭЛЕКТРИКИ
(лектор: проф. Вагин С.А., 48 часов, 11 семестр)

Рассматривается теория решения прямых и обратных задач геоэлектрики с использованием интегральных и дифференциальных методов.

МАГНЕТИЗМ ГОРНЫХ ПОРОД
(лектор: доцент Петров И.Н., 48 часов, 12 семестр)

Магнетизм горных пород – направление в геомагнетизме сравнительно молодое. Горная порода в магнитном отношении достаточно сложный объект. «Богатство» природных физических дефектов ферримагнитных кристаллов в составе породы существенным образом отличает её от «чистых» ферромагнетиков. Магнетизму горных пород свойственен ряд феноменов практически «незнакомых» ферромагнетизму. Тем не менее, именно с позиций ферромагнетизма, объяснимы эти новые явления. Цель данного курса – знакомство с основными явлениями, понятиями и видами остаточной намагниченности горных пород, в частности, с термоостаточной намагниченностью – основным «носителем» палеомагнитной информации.

ТЕОРИЯ ИНТЕРФЕРЕНЦИОННЫХ ВОЛН И СОБСТВЕННЫХ КОЛЕБАНИЙ ЗЕМЛИ
(лектор: проф. Яновская Т.Б., 48 часов, 12 семестр)

Основной задачей курса является ознакомление студентов с современными методами решения задач в области интерференционных волн и собственных колебаний Земли. Точное решение уравнений динамической теории упругости для слоя на полупространстве анализируется в рамках обобщенного лучевого метода и метода нормальных мод. Волны Релея и Лява анализируются матричным методом и как решение краевой задачи. Рассмотрены собственные колебания однородной и радиально-неоднородной сферы, включая эффект гравитации. Выводится связь между частотами собственных колебаний и фазовыми скоростями поверхностных волн.

ГЕОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ
(лектор: доц. Сергиенко Е.С., 64 часа, 12 семестр)

Геомагнетизм – одна из фундаментальных областей глобальной и прикладной геофизики. Он включает в себя как собственно магнитометрию, анализ всех сторон земного магнетизма и построение феноменологических моделей картины поля, так и проблемы источников магнитного поля. Одна из важных областей геомагнетизма это – палеомагнетизм. Палеомагнетизм как Метод геофизических исследований представляет собой фундаментальную часть современного геомагнетизма; в его рамках выполнены практически все основные открытия последнего столетия в науке о земном магнетизме. Настоящий курс ориентирован на введение студентов, специализирующихся в области геомагнетизма, палеомагнетизма и магнетизма горных пород, в круг современных фундаментальных проблем геомагнетизма в целом и в проблемы изучения как современного, так и древнего геомагнитного поля и в принципы их разрешения.

АУДИОМАГНИТОТЕЛЛУРИЧЕСКИЕ ЗОНДИРОВАНИЯ ЗЕМНОЙ КОРЫ
(лектор: доц. Успенский Н.И., 64 часа, 12 семестр)

Цель изучения дисциплины дать студентам, специализирующимся в области геофизики, физико – математическую базу для проведения исследований электропроводности земной коры с использованием естественного электромагнитного поля Земли в аудиомагнитотеллурическом интервале периодов.

На главную